Менталитет оптимизма как мощный инструмент нематериальной мотивации персонала

attitudeКак консультанту и бизнес-тренеру мне часто задают вопросы о том, как мотивировать людей работать лучше и эффективнее, не задействуя при этом методы материального стимулирования. Действительно, каждый руководитель время от времени задается вопросом «где же у него кнопка?», нажав которую ты гарантированно увидишь горящие глаза сотрудника и получишь желаемый результат.

 

Думаю, для опытных руководителей ответ очевиден: общих рецептов, работающих одинаково для всех, не существует. Важно подобрать свой «ключик» для каждого сотрудника, какой бы сложной и утомительной ни казалась эта задача. Ведь, как известно, мотивация персонала является одной из четырех ключевых функций оперативного управления (наряду с планированием, организацией и контролем), которыми важно заниматься системно – последовательно и планомерно.

 

Подбор таких «ключиков» и, как результат, глубокое понимание индивидуальных мотивационных профилей сотрудников – это очень интересная тема, но сегодня хочу поделиться с вами достаточно универсальным инструментом, вернее даже целой философией, приверженность которой в компании может поистине творить чудеса, создавая высочайший уровень вовлеченности и внутренней мотивации сотрудников. Инструмент этот называется Менталитет Оптимизма.

 

Для начала давайте разберемся что это такое, а далее я расскажу несколько конкретных практик, регулярное применение которых поможет любому руководителю осуществить «перезагрузку» своей команды в сторону большей вовлеченности и, как следствие, результативности.

 

Итак, Менталитет Оптимизма в компании – это корпоративная философия, подразумевающая способность всех членов команды воспринимать любые, даже самые сложные, ситуации в работе и жизни в позитивном ключе. Здесь важно прояснить один момент: это НЕ означает, что оптимист – это человек, который совсем не замечает, не видит сложностей жизни, такой «плохо информированный пессимист». Безусловно, пребывать в розовых очках зачастую неполезно, а иногда и опасно. Настоящий оптимист – это тот, кто, осознавая, отчетливо видя все трудности и проблемы, выбирает при этом думать о них как о новых возможностях, как о ценных уроках, которые продвигают его вперед. То есть, по сути, Менталитет Оптимизма – это особый стиль интерпретации всех событий, способность видеть в прошлом уроки и ценный опыт, в настоящем – ресурсы и возможности, а в будущем – наилучшие перспективы развития событий. Объективной реальности не существует, есть только то, как ты на это смотришь – как на наполовину пустой стакан, или наполовину полный.

 

Важно знать, что, вопреки расхожему мнению, что оптимизм (так же, как и пессимизм) – это врожденное качество, особенность характера, которую невозможно изменить, оптимизму можно научиться. Действительно, как и предрасположенность к лишнему весу, склонность к оптимизму частично обусловлена генами. Но только частично. В большой степени оптимизм – это ментальная привычка, наш способ думать, который корректируется точно таким же образом, как мышцы – с помощью регулярных тренировок.

 

Особая роль в формировании и укреплении Менталитета Оптимизма в компании, естественно, принадлежит руководителям. Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональное лидерство» пишет, что способность пропитывать свою команду позитивными эмоциями – одна из ключевых компетенций успешного руководителя в любые времена, а особенно во времена кризисов и нестабильности. Именно таким «резонансным» лидерам, заряжающим своей уверенностью и оптимизмом, не только удается, несмотря на неблагоприятные внешние условия, сохранять устойчивое положение на рынке для своих компаний, но и выходить на новые уровни развития, оставляя далеко позади своих конкурентов.

 

Каким же образом можно увеличивать количество оптимизма в компании, создавая атмосферу позитива и вовлеченности? Вот несколько практик, применяя которые каждый день на работе и в жизни вы очень скоро получите удивительные результаты:

 

  • Начинайте с позитива

 

Среди студентов-медиков был проведен такой эксперимент: им на экзамене нужно было по медицинской карте больного поставить за минимальное время максимально точный диагноз. Студентов примерно одинакового уровня успеваемости разделили на 3 группы: первая группа просто сдавала экзамен, второй дали дополнительный час на подготовку, третья получила перед экзаменом маленький позитивный стимул.

 

Результат был следующий: у первых двух групп не было разницы в скорости и точности диагноза, а вот студенты третьей группы ставили диагноз гораздо быстрее и точнее. Любопытно, что в качестве позитивного стимула студентам просто дали конфету и сказали что-то хорошее. Причем даже не разрешили ее съесть, чтобы не изменился уровень сахара в крови.

 

Этот эксперимент проводился в сотне разных вариантов с различными группами людей. Выводы ученых сходятся в том, что, когда люди чувствуют позитивные эмоции, они гораздо лучше справляются со сложными, интеллектуальными, творческими задачами, а также с задачами, связанными с общением с другими людьми. Это чистая нейрофизиология. Когда наш мозг настроен на позитив, мы думаем совершенно по-другому – более эффективно.

 

Поэтому важная привычка успешного руководителя в том, что касается планерок, совещаний, переговоров и т.п. – это умение за короткое время настроить людей на позитивный лад, создать первые 30 секунд позитива и первые 5 минут позитива. И тогда вся дальнейшая коммуникация пройдет гораздо эффективнее и легче, чем без такого позитивного «вброса» в начале.

 

  • Благодарите и хвалите правильно

 

Один из первых экспериментов по этой теме был проведен в 1925 году профессором Э.Харлоком. Учащихся 4 и 6 классов разделили на три группы, в течение 5 дней учеников первой группы поименно хвалили, учеников второй группы поименно критиковали, ученикам третьей группы не давали никакой обратной связи.

 

Результат эксперимента: через 5 дней улучшения успеваемости у первой группы составило 71%, у второй – 19%, у третьей – 5%. Подобный эксперимент также многократно проводился разными учеными с разными группами людей, и выводы были одни и те же: мотивация у людей, которых благодарили или хвалили за их конкретные успехи и достижения, и, соответственно, их последующие результаты, существенно возрастали.

 

Здесь важно помнить 3 правила как нужно хвалить или благодарить, чтобы это действительно давало человеку положительные эмоции и, соответственно, нужный вам результат. Благодарность/ похвала должна быть:

 

  1. персональна – обращена к конкретному человеку, а не группе людей
  2. конкретна – когда оценивается не сам человек и его качества («Ты всегда такой ответственный!») или просто говорятся общие слова («Молодец!»), а упоминается конкретное его действие, поступок
  3. заслужена – то есть за какой-то результат, который был получен благодаря усилиям конкретного человека, а не благоприятным внешним условиям

 

Главная рекомендация в данной практике – не скупиться на благодарности, даже за самые маленькие победы, акцентировать свое внимание и внимание сотрудника на том, что уже получается хорошо, развивать это, усиливать сильное – только такой подход делает из обычного коллектива команду победителей.

 

  • Соблюдайте пропорцию 1/5

 

Эта «волшебная» пропорция также была выведена благодаря многочисленным экспериментам ученых: они определили, что именно такое соотношение критики (1) и позитива (5) позволяет создавать благоприятный эмоциональный фон в отношениях между людьми и, как следствие, повышать их уровень мотивации к чему-либо.

 

optimismПочему именно 1/5? Думаю, вы замечали, что негативные эмоции (гнев, раздражение, обида и пр.) ощущаются людьми гораздо острее, ярче, чем позитивные, и помнятся дольше. Это объясняется тем, что таким образом запрограммирован наш мозг, вернее, те его участки, которые отвечают за инстинкты – в доисторические времена человеку для его выживания было гораздо важнее реагировать именно на негативные стимулы, опасности, позитивные стимулы в деле выживания тогда никак не помогали. С тех пор прошло много миллионов лет, но мозг человека по-прежнему автоматически акцентируется именно на негативных моментах и переживает их более ярко.

 

Поэтому чтобы нивелировать негативные эмоции, вызванные, например, критическим замечанием руководителя или коллеги, требуется не менее 3 позитивных стимулов, каждый из которых равен по силе негативному. В этом случае эмоциональное состояние человека приходит обратно в точку 0, т.е. исходное состояние, которое у него было до момента критики. Если же мы хотим зажечь, вдохновить, окрылить наших сотрудников, то, по исследованиям многих авторов, соотношение должно быть 1/5 – это пропорция по-настоящему чемпионских, выдающихся команд.

 

Конечно, существует еще очень много индивидуальных и групповых практик и инструментов по развитию Менталитета Оптимизма в компаниях, в рамках одной статьи не было задачи осветить их все. Главная рекомендация – пробовать, применять, экспериментировать, оттачивать свои приемы и способы задействования этого сильнодействующего средства под названием оптимизм в деле мотивации сотрудников.

 

Елена Сазонова

Коуч-консультант, бизнес-тренер